Новости : Правовая защита

Кто защитит от ценового беспредела на рынке коммунальных услуг?

15:10, 24 июня 2016 Автор: Анна Шульгина 825 0 Распечатать

  Анна Шульгина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Уже с июля 2016 года украинцев ждет еще одно коммунальное «улучшение»: тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления возрастут почти вдвое. Такое решение было принято на заседании Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭК).

А пока эта комиссия принимает такие решения, Верховный Суд Украины поддает сомнению саму ее легитимность.

Так, Верховный Суд Украины направил в Конституционный Суд Украины конституционное представление, в котором, среди прочего, просит проверить на соответствие Конституции Указа Президента №715/2014 от 10 сентября 2014 года «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» положением ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 106 и пунктов 3, 9, 9-1 и 9-2 ч. 1 ст. 116 Конституции Украины.

Законопроект №2966-д от 19 февраля 2016 года «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг» ожидает второго чтения, и именно тот факт, что закон не принят, а вышеозначенная комиссия не имеет нужного инструмента, и дает возможность чиновникам снять с себя груз вины и бремя объяснений.

Не факт, что в случае принятия вышеозначенного законопроекта мы избежали бы значительного повышения тарифов на газ, электро- и теплоэнергию, услуги по поставке и отводу горячей и холодной воды. Сегодня хоть и заявляется, что законопроект создает именно независимый регулятор, но практика показывает иное, а вопрос, касающийся деятельности данного органа, имеет под собой хорошо просматриваемый политический фундамент.

Полноценное реформирование рынков газа и электроэнергии невозможно без принятия закона о независимом регуляторе. Так считают эксперты группы «Реформа энергетического сектора» РПР, которые встали на защиту спорного законопроекта.

Несмотря на то, что с октября прошлого года введен рынок природного газа по новой модели, проводится реформа по либерализации рынка электроэнергии, устанавливаются новые тарифы для потребителей. Эти шаги не будут восприниматься ни населением, ни бизнесом без контроля процесса со стороны обновленной, действительно независимой регуляторной комиссии. Об этом было заявлено в ходе пресс-конференции «Независимый регулятор «в законе»: почему срочно необходимо принять законопроект о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг», который недавно прошел в Киеве.

В ходе мероприятия эксперты сетовали на то, что за все время существования комиссии Верховная Рада не смогла принять закон, который регулировал бы ее деятельность, делал ее решения прозрачными, а также гарантировал открытый конкурс для кадровых назначений. В то же время, как отмечали выступающие, цена решений, которые принимаются комиссией, очень высокая. По оценкам самого регулятора, объем рынка нефти и газа составляет 233 млрд грн., электроэнергии — 126 млрд грн., тепла – 22 млрд грн., водоснабжения и водоотведения — 10 млрд грн. Именно поэтому, по мнению экспертов, регулятор должен сдерживать интересы монополистов, находя баланс между потребностями поставщиков и потребителей.

Кроме этого, в ходе выступлений не раз было отмечено, что принятие законопроекта — это одно из условий для получения второго транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро, которое Украина до сих пор не выполнила. Справедливости ради отметим, что по мнению некоторых представителей общественности, интересующихся данным вопросом, именно этот факт является основой такой активной деятельности по продвижению законопроекта.

Юристы, проводившие анализ данного законопроекта, отметили ряд недостатков в его нормах. На сегодняшний день противники и сторонники нового закона согласны с тем, что он нуждается в доработке. Однако, эксперты РПР отмечают, что, несмотря на различия в оценке отдельных положений (таких, например, как процедура формирования конкурсной комиссии, квалификационные требования к членам комиссии, процесс их ротации), парламент не может сделать заложниками политических вопросов другие положительные наработки законопроекта. Как положительные наработки специалисты отметили, в частности, запрет на любое незаконное влияние на регулятора (ст. 5), четкую процедуру обнародования проектов решений и протоколов заседаний (ст. 14), требование по открытому обсуждению проектов решений регулятора (ст. 16), процедуру рассмотрения жалоб и урегулирования споров (ст. 21).

Между тем украинцам хотелось бы получить, прежде всего, орган, который действительно защитил бы их от ценового беспредела на рынке коммунальных услуг.

Подробнее об этом читайте в статье «Арбитр для рынка коммунальных услуг».

Право ТВ в соц. сетях